Previous Entry Share Next Entry
Святые Петр и Павел. Научное мнение
alanol09
Ныне нам известно, что исторического апостола Павла вовсе не было, что приписываемое ему учение скорее всего является плодом трудов целой богословской школы.
Так называемые "послания Павла", по исследованию богослова ван-Манена, все без исключения оказались подделками, которые были сфабрикованы во втором столетии после христианской эры и для придания им авторитета, как тогда часто делалось, были приписаны апостолу Иисуса. Весь образ Павла, постепенно выступающего в деяниях апостолов на первый план, вымышлен и представляет собою копию образа "апостольского главы Петра". "В первой части этого жития святых, - говорит Целлер в своей критике деяний апостолов, - нет ни одного чуда, совершенного Петром, которое не приписывалось бы во второй части также и Павлу".

Иудейские христиане ограждались от павлианцев и требовали, чтобы апостолом признавался только тот, кто видел Иисуса, но павлианцы возражали на это, что Павел видел воскресшего Иисуса.
В павликианских книгах, напротив, глава апостолов Петр совсем не играет той выдающейся роли, которую приписывают ему иудейские общины. Keppas (т.-е. Кифа, Петр - камень) представлен у Павла как агитатор в одной из иудейских христианских общин, все еще настаивающий на обрезании, и совсем не как ученик распятого христа. После вырабоки соглашения, павлианцы возводят иудейского апостола Петра в языческие апостолы, после чего он совершенно сходит со сцены, а Павел в полном блеске выступает в деяниях апостолов и заканчивает свой полный чудес путь в Риме - столице мира. Теперь Петр и Павел стали равными. Создавшаяся после окончания междоусобной войны церковь делает Петра и Павла своим лозунгом.
Этот Петр обнаруживает странные черты. Возьмем евангелие, называемое евангелием от Матфея, и проследим историю этого апостола.
В главе четвертой Иисус видит "вблизи моря Галилейского" двух рыбаков - Симона, "называемого Петром", и его брата. По первому призыву итти за ним, ибо он хочет сделать их "ловцами человеков", они оставляют свои сети и следуют за ним. (В евангелии от Луки Иисус, однако, принужден сперва убедить двух рыбаков в своей неземной силе необычайно большим, чудесным уловом.) Далее, Петр, - из других евангелий мы узнаем, что Иисус дал Симону имя Петр, - посылается с другими одиннадцатью апостолами, и Иисус дает им "власть над нечистыми духами", чтобы изгонять их, врачевать "всякую немощь"; здесь говорится: "первый Симон, называемый Петром" (10 гл.). В 14-й главе говорится о том, как ученики увидали своего учителя Иисуса, "идущего по морю", как затем Петр тоже хочет пойти по воде, но пугается сильного ветра, начинает тонуть и зовет на помощь, а Иисус протягивает ему руку, поддерживает его и затем, упрекая, говорит ему: "маловерный, зачем ты усомнился?" Двумя главами позже, из-за того, что Симон узнает или признает в нем христа, сына бога живого, Иисус именует Симона камнем (по-гречески Petros - камень), на котором он воздвигнет церковь (ecclesia) и вручает ему ключи царствия небесного; все, что он свяжет на земле, будет связано на небесах, и что он разрешит на земле, будет разрешено на небесах.
Сейчас же вслед за тем Петр отзывает Иисуса, открывшего ученикам, что "ему должно итти в Иерусалим... и быть убитому и в третий день воскреснуть", и "прекословит" ему: "будь милостив к себе, господи, да не будет того с тобою", на что Иисус отвечает опоре своей церкви: "Отойди от меня, сатана, ты мне соблазн, потому что думаешь не о том, что божье, но что человеческое". И чтобы сделать это резкое замечание еще резче, Иисус обращается к ученикам и говорит: "Если кто хочет итти за мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною". Явно намекая на сцену с Петром, который, вероятно, беспокоился не только за Иисуса, он продолжает: "Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, то потеряет ее, а кто потеряет душу (жизнь) свою ради меня, тот обретет ее".
В 17-й главе Петр, как будто уже забывает, что он перед тем признал Иисуса христом - сыном бога живого. Во время преображения Иисуса на высокой горе, при чем явились Моисей и Илья и беседовали с Иисусом, он предлагает Иисусу построить три хижины (кущи) для него, для Моисея и для Ильи. Таким образом, он равняет его с этими двумя смертными пророками. После этого их осеняет светлое облако, и глас божий напоминает забывчивому Петру, что это возлюбленный сын бога. Затем в 19-й главе Петр опять изображается маловерным. Он говорит Иисусу: "Вот мы оставили все и последовали за тобою, что же будет нам?" В ответ на это Иисус обещает им, что они сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

Неустойчивость Петра достигает совей высшей точки в момент взятия Иисуса, когда он мечом отрубает ухо первосвященническому рабу Малху, а затем отрекается от пленного учителя. Прежде чем петух пропел, он трижды отрекся от него, несмотря даже на то, что Иисус в своем всемогуществе и всеведении грозил двенадцати апостолам (гл. 10): "Кто отречется от меня перед людьми, отрекусь от того и я перед отцом моим небесным". Но, несмотря на это, согласно наиболее позднему из писаний, евангелию от Иоанна, воскресший Иисус во время трапезы из рыбы и хлеба, ни словом не упомянув о его позорном поведении, спрашивает этого труса и предателя, любит ли он его больше, чем другие ученики, и троекратно поручает ему пасти своих овец. И в первой части деяний апостолов Петр стоит на первом месте. На собрании в пятидесятницу он произносит агитационную речь.

Как мы видим, характеристика Петра в священном писании постоянно меняется. Получается такое впечатление, будто существовало два различных Петра или один Петр, но с двумя обликами, или будто существовало два изображения Петра, враждебное и дружественное, которое впоследствии, после заключения враждующими компромисса, были по возможности слиты вместе. История об отречении Петра от Иисуса, конечно, легенда, которая создалась, во всяком случае, позже, чем приписываемые Павлу послания, в которых не упоминается об этом ин словаа, ибо совсем невероятно, чтобы павлианцы упустили в своей борьбе с христианами-иудеями такое агитационное средство. Вероятно, эта история была придумана только позже и не только для того, чтобы запятнать иудейских христиан, но еще и под ругой причине.

Дело в том, что Петр - это один из усвоенных иудейскими христианами героев римских и греческих сказаний о богах.

Согласно греческой мифологии, всюду блуждает бог Протей. Он многообразен и постоянно меняется, он ненадежен и непостоянен, как Петр, изображаемый в священном писании. Но Протей владеет также ключами всего существующего. Ему, как главному, доверена власть над всеми на земле и на небе. Он, между прочим, и бог моря и ходит по волнам, как прошел Иисус и как не вполне удачно прошел Петр.

Еще больше черт Петр перенял у древне-римского бога Януса. Янус идет первым из двенадцати месяцев года (январь), как Петр является первым среди двенадцати апостолов. Он является также богом источников и рек и подчинен, как бог рек и пристаней, богу морей Нептуну, ходящему по волнам, как Петр в легенде подчинен идущему по волнам Иисусу.

На римских монетах атрибутом изображавшегося на них Януса является рыбацкий челн. Петр также рыбак. Первоначально Янус был древнеитальянским богом солнца Дианусом (богиня луны долго звалась Дианой), затем он был вытеснен Юпитером и Аполлоном, но все же сохранил в римской религиозной системе почетное место управляющего небом, он стал deus elaviger, богом-ключником, запирающим и отпирающим небесные ворота. Сперва, как солнце, и затем, как бог солнца, он открывает и закрывает день. Римский поэт Овидий воспевает его как того, кто должен связывать и разрешать, открывать и запирать все на земле, на небе и на море, объявлять войну и заключать мир. Поэтому Янус изображался с посохом и ключом, как впоследствии Петр.

Но и от персидского богочеловека Митры были взяты для Петра некоторые черты, подобно тому, как крещение, причащение и некоторые части ритуала были взяты языческо-христианскими сектами из культа Митры. Митра, божественный спаситель и заступник персидской религии, изображается иногда на памятниках с двумя ключами, которые обозначают жизнь и смерть, рай и ад.

Митра - двуполое существо, Янус - двуликий бог. Этим можно объяснить меняющееся поведение Петра в евангелии. Бог, смотрящий двумя лицами одновременно вперед и назад, мог показаться суеверным и хитроумным талмудистам и гностическим христианскихм сектам ненадежным, меняющимся, предательским. А так как на Петра перенесены были одновременно и черты непостоянного, вечно меняющего свой облик греческого Протея, и двуликого Януса, и двуполого Митры, то рассказ о предательстве подходил к изменчивому образу придуманного апостола, перенявшего звания, чины и отличия языческих богов. И здесь также новая религиозная секта стремилась использовать традиции и "священнейшие чувства" обращенных. Впрочем, небесные ключи, отнятые Петром у Януса и Митры, были как раз прежде переняты иудейской гностической сектой адонеев или мандеистов. Эта секта верила в освобождение погруженного во тьму человечества неким существом, сперва скрывшимся в боге, а затем пробужденным или вызванным им, представляющим собою нечто среднее между человеком и богом и носящим имя "слово жизни". Этот посланец божий должен был сойти на землю в образе Гибильцивы с небесными ключами, победить отступившихся от бога демонов, произвести светопреставление и привести светлые души назад к богу. Во втором и третьем веке христиане часто встречали во многих частях римского государства статуи Януса, и монеты с двуликой головой Януса на одной стороне и рыбацким челноком на другой были в обращении и встречались нередко.

Как прежде наши мальчики играли монетами в "орел или решка", так, по рассказу Макробия, в древнем Риме молодежь подбрасывала в воздух монетки с изображением Януса, угадывая "голову или челнок".

Но и приписываемая Петру роль "краеугольного камня" христианской церкви имеет под собой языческую подкладку. Прежде всего установлено, что в 16 гл. евангелия слова: "Ты, Петр, и на сем камне я создам церковь" являются относящейся к более позднему времени вставкой. Это следует хотя бы из того, что употребленное там слово ecclesia в значении "церковь", больше нигде в евангелии не встречается. Это - более позднее добавление, материалом для которого послужила персидская легенда, повествующая, что божественный заступник и спаситель Митра родился из камня.

Божественный камень играет большую роль в древнейших религиозных мифах Палестины.

В ветхом завете часто говорится о священных камнях. В древнейшие времена камни, на-ряду с деревьями и животными, считались обиталищами демонов, духов предков племени и алтарями, у которых воздавались почести предкам. Ожесточенное соперничество новых христианских сект с тайными союзами поклонников Митры заставило христиан перенять божественный камень и включить его в христианское учение. Поэтому Симон был переименован в Петра.

http://www.ateism.ru/article.htm?no=1969

  • 1
В автобиографичной серии "Три мушкетёра", Дюма рассказывает об эволюции своих взглядов на жизнь, женщин. Взгляды Дюма в разные периоды жизни представлены разными мушкетёрами, их окружением, это литературный приём.
Автобиографичное произведение "Война и Мир" Толстого классика, в нём точно описаны все соционические типы, до появления их описаний в науке. Граф был необычным человеком, прожил долгую жизнь.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account